Интервью 14 ноября 2022

Илья Спат: я сам по себе добряк, нужно добавить уверенности и злости

Нападающий «волков» обстоятельно рассказал о своем хоккейном пути и текущих делах.

Этот сезон уже к его середине стал лучшим по статистике для 20-летнего Ильи Спата – одного из представителей талантливого жлобинского поколения 2002 года. Сейчас он является пятым бомбардиром «Металлурга» с 15 (8+7) очками в 22 матчах. В интервью «Прессболу» Илья рассказал о хоккейном пути бок о бок с Пинчуком, Суворовым и Кузнецовым, об их личном чате, хейтерах и амбициях.

– Ты воспитанник жлобинского хоккея. Как пришел в этот спорт? На детском уровне пересекался с Пинчуком, Суворовым и Кузнецовым?

– На хоккей меня привел отец. В 2006 году в Жлобине построили ледовый дворец, больше не было куда пойти. У меня папа большой фанат спорта, очень любит хоккей и футбол. Однажды пришел в секцию, мне сразу же понравилось. Меня встретил Игорь Геннадьевич Чезганов, он начал мою подготовку.

Мы тренировались вчетвером: я, Виталик Пинчук, Серега Кузнецов и Саша Суворов. Вместе с нами был сын Чезганова, Егор. Играли вместе фактически с пяти лет, возможно, Суворов к нам подтянулся чуть позже, он самый младший. Есть даже детские фотографии, которые стоят у меня дома в рамочке на память.


– Что помнишь из того детского хоккея, связанное с вашей четверкой?

– Помню только то, что Саша не захотел с нами играть и уехал. Сказал: «Вы слабенькие, ребята, я поеду в Россию». И уехал. А так, с Пиней и Кузей весь этот путь прошли вместе, Чезганов тоже с нами. К слову, они втроем чаще всего играли в одном звене. Я уже потом подтянулся и начал набирать обороты, когда Пинчук и Чезганов уехали.

– Ты упомянул, что твой отец любит футбол. А сам, помимо хоккея, следишь за другими видами спорта?

– Обожаю футбол, болею за «Манчестер Юнайтед». Скоро будет чемпионат мира, отец болеет за Англию, я же поддерживаю Португалию. С детства выбрал для себя «МЮ», а там был Криштиану Роналду. Он очень трудоспособный, человек-робот. Благодаря своему таланту, Роналду многого добился. Можно сказать, что это мой любимый футболист, поэтому буду болеть за португальцев.

– Ты перед этим сезоном сказал, что обязательно прибавишь. По итогу к середине регулярки у тебя уже лучшая статистика за карьеру. Настолько был уверен в себе?

– Пока не хочется сглазить, тьфу-тьфу-тьфу. Все пока что идет хорошо. Надеюсь, никаких спадов у меня не будет в этом сезоне. Уверенность появилась потому, что начали сильнее доверять. Раньше тренерский штаб ставил меня в третье-четвертое звено, сейчас же попробовали в первом-втором, часто выпускают на большинство. От этого и набирается уверенность. Мой партнер Мишка Анисин постоянно говорит мне, что надо играть больше в пас. Не «бей-беги» – надо играть красиво, а не мучиться.

– Статус действующего чемпиона Беларуси больше придает уверенности в себе или же нагружает ответственностью?

– Конечно, есть ответственность перед болельщиками, не хочется упасть в грязь лицом. Хочется подтвердить этот статус. Он придает сил и уверенности. Всегда себе говорю, что я чемпион, что нет таких ситуаций, с которыми не справлюсь.

– Ты говорил, что быть чемпионом регулярки – плохая примета для плей-офф. По этой причине «Металлург» находится расчетливо в одном балле от лидера?

– На самом деле, в этом сезоне так и не скажешь. Сейчас первые семь команд находятся в диапазоне двух очков, плей-офф точно получится интересным, не будет ни одного проходного матча. Мы единственная команда, у кого 31 очко – золотая середина :)

– В нынешнем сезоне ввели спаренные матчи, как тебе такой формат календаря?

– Интересный, но мне нравился прошлый. Ты уезжал на выезд, допустим, в Солигорск-Минск-Молодечно, и играл три матча с разными соперниками. Нынешний формат как-то не по душе. Не могу объяснить, почему, но лучше с длительными домашними и выездными сериями. Плюс работает фактор, когда ты с соперником можешь в течение суток поквитаться за поражение, а спортивный гнев выплескивается сразу, хотя накопительный эффект мог бы действовать лучше на льду.

В спаренных играх ты можешь выиграть первую, а на вторую соперник сильнее раскроется, побежит быстрее. Получается, что им уже терять нечего, и их хоккей становится лучше. А первая команда остается такой, какой и была, тоже настраивается, но уже что-то не то. Так на практике и происходит: одна победа за нами, вторая за оппонентом, поэтому и плотность в таблице настолько высокая. Проигрывают все – и в овертаймах, и командам на последних местах. Происходит все, что угодно.

– Какие у тебя ожидания от второй половины чемпионата?

– Нужно закрепиться в верхней части таблицы, как минимум в топ-3, и уверенно выходить во второй этап. К новому году набрать форму и ход, чтобы после него идти без остановок как машина.

– Но главное, чтобы не на первом месте, как я понимаю?

– Ну да :) Мой прогноз в прошлом году сбылся, поэтому можно и не на первом в регулярке.

– Дмитрий Кравченко прививал вам чемпионский дух, сейчас же вы действующие чемпионы. Его подход в этом сезоне изменился?

– У нас чемпионский характер, поэтому о нем мы даже не говорим в раздевалке. Планка поднята настолько высоко, что мы не должны опускаться ниже – только кубок. У нас нет никаких других задач, мы заряжены одной целью. Подход Дмитрия Александровича не поменялся, для него это не первое чемпионство. Ничего не меняется, поэтому работаем в том же духе.

– А какие у тебя были эмоции от финальной серии и конкретно седьмой игры?

– Очень классные. Жаль только, что не смог сыграть в седьмом матче, но на трибунах было здорово, таких нервов я еще не испытывал. Вроде уверенная победа 3:0, но очень много раз «Юность» нас простила, мы же простили их в ответ. Атмосфера на матче была шикарная, было здорово, что финал перенесли на «Минск-Арену».

Приехало очень много людей. Вроде бы номинально играли в гостях, но по трибунам чувствовалось, будто мы дома. Из 13 тысяч, мне кажется, наших было тысяч десять. 17 автобусов приехало из Жлобина, а некоторые отправились своим ходом. Думаю, и некоторые минчане были на нашей стороне.

Последние две минуты, когда мы спустились вниз, я просто не верил. Смотрю на табло, вижу, что осталось чуть более полутора минут, понимаю, что уже вряд ли будет какой-то камбэк. Я был настолько опустошен. Стоял с Лехой Михновым, такие эмоции были, для него же это первый трофей за карьеру в 40 лет!


– Как отнеслись к уходу Михнова в «Брест»?

– Это спорт, такое бывает. Приняли решение расстаться. Мне было немного обидно, я в него верил, потому что человек забрал четыре награды с прошлого сезона. 40 лет, он, можно сказать, дедушка в хоккейном смысле, а стал лучшим бомбардиром, снайпером. Обидно, конечно, но так бывает. Я у него многому научился: и дисциплине, и подходу к делу – всему. Для меня Алексей запомнится на всю жизнь. Мы иногда переписываемся, Леха не звездный – обычный парень, хотя и мужик.

– Где хранишь свою медаль?

– На стеночку дома повесил. У меня там вся коллекция, с самого детства. Там есть статуэтки за лучшего игрока матча, медали разные. Чемпионская майка, кстати, со всеми подписями команды, находится у моего папы – в ней он ходит на все наши игры. Висит моя самая первая клюшка. Наравне с чемпионством Беларуси, одна из главных медалей в той коллекции – с победного чемпионата мира (U-20) в дивизионе IA.

– Помнишь ее?

– Последний матч был вообще классный по эмоциям. Мы так и рассчитывали в начале сезона, с Пиней, Кузей и Суворовым. Писали в общем чате, что было бы классно съездить на МЧМ, взять золото, а потом его же выиграть за Жлобин – так оно и получилось. Очень яркий сезон, богатый на победы. Он точно останется в памяти.


– Саша Суворов рассказал о вашем чате, что вы там мотивируете друг друга на успехи.

– Да, у нас он есть, мы туда сбрасываем друг другу видосики, чтобы поднять настроение. Переписываемся, узнаем новости друг о друге. Также существует традиция перед играми, мы можем зайти в этот чат и писать друг другу: «Да ты уже не тот! Заканчивай с хоккеем!» По-доброму хейтим один одного, это порой помогает. Суворов в позапрошлом году играл за «Динамо-Молодечно», говорил, что было много хейтеров, а критика делает его сильнее. Вот мы эту фразу и запомнили.

На днях Саша и Виталя набрали очки, но я в чате ничего не писал. Наверное, коплю к плей-офф. Тут можно не говорить, а чисто подумать у себя в голове про них – они сами справятся и наберут очки. К тому же, ребята соперничают в одной конференции, могут немного «пожуриться» в чате, но изредка, никто на соперничество не обращает внимания.

– Я специально тебе подготовил вопросы от поклонников, первым задает Виталий П. из Минска. У тебя 8 голов при в среднем 1.36 голевых момента за матч. То есть, ты должен был забросить 29 шайб. Как ты собираешься повышать реализацию?

– Тут не знаю, помолиться надо, наверное :) Мне Рома Бобарико сказал, что это хорошо, когда есть моменты, они обязательно перерастут в голы. Все работает, надо не обращать внимания на это, особенно на хейтеров и всяких Виталиков :)

– Второй вопрос от Александра С. из Череповца. Кого ты больше поддерживаешь в КХЛ: «Северсталь» или минское «Динамо»?

– У меня нет определенной команды, за которую болею. В первую очередь переживаю за своих друзей, чтобы у них было все хорошо, чтобы они набирали очки и были здоровые. А так, наблюдаю больше за белорусским клубом, чем за другими.

– Ты говорил, что у тебя были предложения из ВХЛ, но от них отказался и остался в Жлобине. Что больше всего повлияло на твое решение?

– Дмитрий Александрович [Кравченко] посоветовал остаться, сказал, что будет больше доверять – так оно и случилось. Надо набраться уверенности. Я лично чувствовал, что еще не готов делать такие шаги, надо окрепнуть здесь. Нынешний сезон для этого и предназначен. А так, всегда хочется играть где-то выше, не постоянно же выступать в одной лиге. Есть желание перейти на высокий уровень, быть рядом с мастеровитыми и опытными ребятами в ВХЛ и КХЛ.

– У тебя есть кумир из КХЛ?

– Вообще, я больше следил за НХЛ, за «Вашингтоном» в частности. Любимый хоккеист, конечно же, Алексей Протас. Когда начал интересоваться хоккеем, смотрел нарезки на YouTube, и в детстве всегда выбирал себе восьмерочку. Хотел быть похожим на Александра Овечкина, хотя он праворукий. Потом туда поехал Женя Кузнецов, беру пример как раз с него в действиях на льду. За «Кэпиталз» и «Манчестер Юнайтед», кстати, болеет Сергей Кузнецов, у нас с ним интересы совпадают.

Говоря о КХЛ, у меня был гол в стиле Зарипова с центра площадки. Стараюсь ото всех брать по чуть-чуть. Очень нравится Николай Голдобин, нравятся его действия и мышление.

– В чем тебе нужно прибавить, чтобы уверенно штурмовать ВХЛ или КХЛ?

– Добавить уверенности и злости. Я сам по себе добряк, мне это и тренер часто говорит. Надо добавлять в игровой злости. Вроде стараюсь, пытаюсь быть злым, но не всегда получается. Дмитрий Александрович говорит, что я часто мягким выхожу на лед. Буду стараться, мне еще 20 – хороший возраст для того, чтобы находить свою игру.

– Какие ты перед собой ставишь индивидуальные цели в нынешнем сезоне?

– В начале сезона я лежал перед сном и думал, сколько смогу забросить. Сам себе сказал, что хочу 15 шайб, к этой цели как раз и иду – еще 7 голов осталось.


Источник: газета «Прессбол»